воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Эффективность использования картин на уроках русского языка в 5 классе для развития речи.

Обобщение опыта работы по развитию речи на уроках русского языка.

Эффективность использования картин на уроках русского языка  в 5 классе для развития речи.

Ничто не дает такого наслаждения, как краски.

И.Бунин

Прекрасен своеобразный, ломающийся
 стиль художников.
Они обращаются  со словами как дети;
 не злоупотребляют
ими, всегда кратки. Они предпочитают
 конкретные понятия, переложимые на краски
и линии (часто основы предложения – существительное и глагол – совпадают, первое - с краской, второе – с линией).

                 А.Блок
        На протяжении ряда лет я работаю над методической темой « Развитие речи у учащихся». Обратиться к ней меня побудили проблемы, выявленные не только из наблюдений в своей школе, но и в школах района. Во-первых, меня интересовал вопрос: почему ученики, изучая русский язык на протяжении одиннадцати лет, так и не могут грамотно оформить как письменную, так и устную речь? Во-вторых, русский язык стал предметом, который одним из первых в рамках модернизации образования   по повышению качества предмета стал оцениваться независимой экспертной комиссией (ЕГЭ). В связи с этим изменились требования к уровню подготовки выпускников. Новым содержанием наполнился уровень заданий на выявление знаний и умений речеведческого характера. Все это  заставило меня пересмотреть систему работы над развитием речи у учащихся не только в рамках предмета, но и во внеклассной работе.
      Как один из элементов работы над развитием речи на уроках русского языка в 5 классе я взяла работу, связанную с описанием картин. Как правило, данный вид работы вызывает некоторую трудность не только у детей, но и у учителей. К тому же считаю, что живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими запоминающимися образами, способствует развитию и образного мышления, и обогащению, «возвышению» словарного запаса. Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для связного высказывания. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности  в изложении мыслей. Работая над методической темой, я убедилась, что уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их творческую активность, что благоприятно сказывается на конечном результате обучения.
       Картины представляют собой богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, позволяют организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспринимаемых зримо и поэтому объединяющих внеязыковые элементы. Все это так необходимо для формирования устной речи (например, составление рассказа на основе ролевой игры по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» с включением воображаемого диалога между персонажами картины).
      Работа над картиной (рисунками в учебнике) моим ученикам помогает реализовать у них собственную потребность в творчестве: создают сценарии, составляют рассказы по репродукции картины (на основе картины А.А.Пластова «Полдень» написали рассказ «Один день летних каникул»), придумывают эпизоды, предшествующие изображенному  на ней моменту, разыгрывают роли  персонажей (при работе над картиной Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»), наделяют их биографиями, высказывают собственное мнение о том или ином произведении живописи. Я же выступаю в роли посредника: при помощи слова усиливаю их эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие, способствую проявлению их собственных творческих способностей с учетом возраста и уровня владения  речью.
Таким образом, работа над художественной картиной позволяет мне решить ряд учебных задач:
-картина-источник лексических, стилистических, грамматических упражнений;
-картина-опора для осуществления речевых действий (оформление отношения к картине, своего мнения к изображенному и т.п.);
-картина формирует культуроведческие компетенции (знакомство с историей, традициями, бытом народа, обогащение словарного запаса искусствоведческими терминами);
-картина реализует эстетическую и воспитательную функции.

Особенности структуры уроков русского языка по картине.

        Уроки по картине я простраиваю на основе дифференцированного и индивидуального подхода, на основе интерактивных методов и приемов. Система  уроков предполагает грамотный анализ картины, внимание к специфическим средствам живописи (цвет, колорит, композиция, светотень и т.д.), они закрепляют основы зрительской культуры, умение чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его. На таких уроках я сочетаю все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо при одновременном рассматривании репродукции картины. Для себя  определила следующую структуру таких занятий:
-подготовка учащихся к восприятию картины (мое вступительное слово);
-рассматривание картины;
-анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);
-словарно-стилистическая и орфографическая работа;
-чтение искусствоведческого текста;
-анализ искусствоведческого текста;
-составление схемы и плана речевого произведения;
-устное или письменное сочинение;
-анализ письменных работ.
    А теперь представлю некоторые наработки из опыта проведения таких уроков. Например, подготавливая к эмоциональному восприятию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», зачитываю строчки стихотворения В.Рождественского «Сирень»: «Сколько белых и темно-лиловых вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронешь - дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь». Более глубокому пониманию замысла художника, передающего свое любовное отношение к деревенским ребятишкам («Летом», «Первый снег»), способствует высказывание А.Пластова: «Ребятишек я люблю. Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть, цвета, приближающиеся по краске к звукам. Писать ребятишек – наслаждение. Ты счастлив, и они счастливы. Это видно: у ребенка все как на тарелке». А при раскрытии основной мысли картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка » часто использую рассказ о том, как художник долго не мог найти натуру для главного героя. И вот однажды, когда он шел по двору, вдруг услыхал веселые крики: ребята с увлечением играли в футбол. Он подошел поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах, растопырив руки и ноги, прыгал бойкий мальчишка. Светлая голова с хохолком на макушке, живые глаза, пухлые губы – самый подходящий типаж для героя! После школы он еще не успел забежать домой и явился с туго набитым портфелем в руках; порыжелый, весь в трещинах, побывавший в боях – такой портфель был тоже отличной находкой для картины (О.Туберовская).
     Анализ картины обычно провожу в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений или в ходе беседы. Например, по картине А.А.Пластова «Летом» задаю такие вопросы: « С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня?». «Нравится ли вам контраст такого натюрморта?»- при работе над пейзажем. Или «О чем нам рассказал натюрморт?». Главное, чтобы вопросы способствовали организации наблюдений у учащихся; путем сравнения, сопоставления, обобщения, установления причинно-следственных связей активизировали мышление и речь.
   Для успешности проведения словарно-стилистической работы мне помогают толковые словари и другие справочники в кабинете. Также в ходе коллективной работы осуществляется поиск слов, для более полного и яркого описания картины, подбираются образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально окрашенные слова. При работе над картиной «Сирень» пятиклассники в ходе совместной работы употребили «цветовые» и оценочные прилагательные: белая, розовая, бледно-розовая, красная, темно-красная, фиолетовая, ярко-красная, замечательная, любимая.
     Я убеждена, что важным компонентом на уроке по картине является чтение и анализ искусствоведческого текста. Такие тексты подбираю из специальных справочников.
«В картине А.Пластова «Полдень», как и во многих других его работах, зритель чувствует тепло, свет, видит любовь художника к человеку, к жизни. От картины «Полдень» веет ароматом сухих трав, полевых цветов, исходит жаркое дыхание летнего солнца. Человек на фоне природы – это то, что изобразил художник на первом плане. В картине «Полдень», сочетая яркую зелень травы с огненно-желтыми вспышками цветов, теплые розовые тона загорелых человеческих  тел, прозрачную голубизну родниковой воды и белоснежную ткань платья, художник не только добился живописной красоты произведения, но и расширил его содержание. В радостном сочетании красок нашла выражение безграничная влюбленность Пластова в жизнь, его светлая вера в человека.Художник показал в картине разгар дня, блеск солнца, стоящего в зените, полных земной прелести людей, богатство цветущей природы, то есть передал как бы апогей жизни вообще, полный и гармоничный расцвет всех ее сил».
 Такой образец помогает глубже понять содержание, усиливает эмоциональное восприятие текста, стимулируются творческие поиски, появляется желание описать картину красиво. В слабом классе иногда практикую написание не сочинения по образцу, а изложения при одновременном восприятии картины (приближаясь к оригиналу услышанного). Только важно помнить, что такой образец  может выступать и как элемент совершенствования речи. В таком случае его я использую в конце всей работы, уже после проверки и анализа работы для сравнения с написанным.
     Следующий немало важный этап урока – составление плана, композиционной схемы. Обычно мы составляем его коллективно. Сначала – простой, а затем – сложный. При этом всегда учитываю композиционный жанр будущего высказывания: описание, повествование, рассуждение, - так как план, в какой – то степени, предопределяет тип и стиль речевого произведения. При подготовке к описанию натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень» пятиклассники составили простой план, предполагающий жанр описания:
1.Сирень (ее цвет, грозди, листья).
2.Банка.
3.Фон натюрморта.
4. « В этом букете все живет, цветет и радуется » ( П.Кончаловский).
     Исходя из задач, поставленных перед уроком, после проверки работ строится и анализ. Если была задача – описать природу (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»), то нарушением нередко является то, что учащиеся составляют текст- повествование. Обращаю внимание на нарушение в последовательности мыслей, на бедность языка и т.п.


Система работ по развитию речи при описании

картин у учащихся 5 класса.
Лексиче
ская
       тема.
Культуро
ведчес
кий аспект
Речевед
ческие понятия, коммуника
тивные
умения
Содержание  рабо
ты по картине, искусство
ведческому тексту
Сведения
по изобразитель
ному искусству
Искусство
ведческая лексика
Картины
Лето. Летние каникулы.
Тема высказыва-
ния. Умение осмысливать обьем содержания
Тема картины и средства ее выражения. Подготовка к высказыванию на основе жизненного опыта.
Тема картины. Цвет. Холодные и теплые цвета.
Цвет, краски, живопись, репродукция, холст, полотно, контраст.
А.А.Пластов «Летом», «Полдень», «Сенокос».
Мир вещей, цветов и плодов.
Описание предмета. Умение выражать свое отношение к увиденно
му.
Учебный рису
нок и произведе
ние живопи
си.Научный и художествен
ный стильречи.
Устное и письменное описание натюрморта.
Понятие о натюрморте. Отношение художника
 к изображае
мому
Натюрморт, освещение, фон, художествен
ная деталь.
И.И.Машков «Натюрморт с маками и васильками»
Б.В.Щербаков «Фрукты»
П.П.Кончалов
ский «Сирень в корзине», «Сирень».
Домашние и дикие животные
Описание животного.Выражение отношения к нему.
Описание животного по картине (рисунку).Научный, художествен
ный и разговорный стили.
Анималистический жанр.
Анималистический жанр, акварель.
А.Н.Комаров «Наводнение», «Заяц», рисунки Е.И.Чарушина.
Зима. Подмо-
сковье
Элементы рассуждения в описании. Моти
вировка отношения картине
Сочинение – описание с элементами рассуждения.
Цвет как средство раскрытия замысла художника.Единство содержания и формы
Передний и задний план. Контраст. Ритм. Перспектива.Динамика.
А.А.Пластов «Зима», Г.Нисский «Февраль.Подмосковье», А.Шилов «Февраль. Переделкино».

  

Виды сочинений в соответствии с жанром живописи.

сочинение-описание предмета (натюрморт);
-  сочинение-описание животного (анималистический жанр);
-  сочинение-описание природы (пейзаж);
-  сочинение-повествование о событии, изображенном на картине, или на основе ролевой игры (жанровая картина);
-  сочинение-описание внешности человека (портрет);
-  сочинение-отзыв, сочинение-рассуждение (любой жанр). 



Конспект урока в 5 классе.

Тема: Составление рассказа на основе описания картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!».
Цели.  Самоопределение учениками: что будет на уроке? зачем мне это надо? что ожидаю от урока? и т. п.
Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на                 основе ролевой игры по картине;
активизировать в речи детей слова колорит, композиция.
Развивающая: развить навык составления диалога;
развить речь словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
Воспитательная: воспитывать культуру речи;
положительное отношение к учебе.
Оборудование: репродукция картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»
                                                   Ход урока.
Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
      Ребята, у всех вас в школе есть любимые и нелюбимые предметы. У каждого он свой. А вот в отношении оценок все однозначно любят пятерки, а двойки получать не хотят. Особенно тяжело тому, у кого двойки посыпались одна за другой. Сегодня мы как раз поговорим о мальчике, который «опять» получил двойку. Такого мальчика изобразил на своей картине художник Ф.П.Решетников.
     Индивидуальное сообщение о художнике.(дом. задание). Будьте готовы к беседе по услышанному. Известный художник Ф.П.Решетников (род. в 1906 году) с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин » и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей любимой профессии. Любимыми героями его полотен стали дети.
( Обобщение услышанного. Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше? Какие понятия, термины вы услышали впервые?. «Герои-челюскинцы», «дрейфующая льдина», «Большая земля» и др.)
       Мысль написать картину, с которой мы сегодня познакомимся, родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома, и решил написать об этом картину. Многое вложил живописец в эту маленькую будничную сцену. Двойка не случайность, она результат расхлябанности, неорганизованности. Прокатился на коньках, забыл выучить уроки – вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упреки. Особенно стыдно перед матерью, которой не раз давал обещание хорошо учиться. Да, невесело приходить домой с двойкой!
    Художник долго не мог найти натуру для главного героя. «И вот однажды, когда он шел по двору, вдруг услыхал веселые крики: ребята с увлечением играли в футбол. Он подошел поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах, растопырив руки и ноги, прыгал бойкий мальчишка. Светлая голова с хохолком на макушке, живые глаза, пухлые губы – самый подходящий типаж для героя! После школы он еще не успел забежать домой и явился с туго набитым портфелем в руках; порыжелый, весь в трещинах, побывавший в боях – такой портфель был тоже отличной находкой для картины» (О.Туберовская).
     Беседа по картине
     -Узнали героя? Действительно художник изобразил его таким же, как и описывал?
     -С помощью каких средств художник показал, что ученик – главный герой картины? (Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато - белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка – смотрят на него и невольно обращают наше внимание на героя.)
  - Как вы думаете, сколько лет мальчику? ( 9 -10 лет)
  - Да, скорее всего мальчик этого возраста. Посмотрите внимательно на его сестру. Она в красном галстуке. Что это означает? ( Девочка пионерка)
( Дети могут пояснить: что значит быть пионером? кого и как принимали в пионеры? дом.работа).
     Для описания картины организую работу в группах. Каждая группа, используя приготовленные карточки, готовит свое описание определенного фрагмента картины.( 10 минут работы в группе)
















 - 1 – я группа: Опишите мальчика с портфелем и с собакой.
-На каком плане картины изображен мальчик? Почему?
-Какими словами можно описать внешний облик мальчика?( голова, лицо, пальто, что видно под пальтом и т.п.).
-О чем говорит его поза?
-О чем говорит его «бывалый» портфель?
-Опишите собаку.



- 2 -я группа: Опишите старшую сестру.
- На каком плане картины изображена сестра? Хорошо ли ее видно?
- Опишите внешний облик ее: лицо, волосы, во что одета?
- Обратите внимание на ее портфель и школьные принадлежности и опишите их.
- Опишите позу девочки. О чем она говорит?



 3 – я группа: Опишите маму и младшего брата.
- Опишите, где находится мать.  В какой она позе? Что это означает?
- Опишите, во что она одета. Почему художник изобразил ее в ярких цветах
- Опишите младшего братишку. О чем говорит его взгляд?



- 4- я группа: Описание обстановки квартиры.
- Что из предметов в квартире привлекает большее внимание? Опишите эти предметы ( стол, ковер на полу, стены и предметы на них).
-  Опишите, что видно в дальней комнате.
- Что можно сказать, глядя на квартиру, о тех, кто в ней живет?





Законы работы в группе.

1.Прочитал задание для всех, обсуди: одинаково ли вы его поняли?
2.Ты в группе не один: работают все. Умей слушать соседа, дополнять, помогать. Будь готов к ответу.
3.Работая коллективно в своей группе, не мешаем другим.
4.Перед ответом еще раз все проверь.
5. Оценка ставится всей группе, поэтому помогают, поддерживают при ответе все.










  Заслушивание и обсуждение ответов от группы. Важно, чтобы описание было полным и легко «вливалось» в общее представление картины.
  Самоценивание и взаимооценивание групповой работы.

  - Подумайте, какова основная мысль картины.
  - Какими художественными средствами автор выразил основную мысль? (Такими, как расположение фигур на полотне, определенная поза, выражение лиц героев, сочетание различных цветов, освещение.)
Расположение фигур на полотне имеет огромное значение и называется «композиция» (на доске). Составить словосочетание с этим словом:
Строгая, четкая композиция; удачная композиция; композиция картины; различные формы композиции; особенности композиции. Композиция картины «Опять двойка!» хорошо продумана Ф.П.Решетниковым.  Раскрытию замысла художника помогают и краски. «Колорит» картины – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (на доске). Здесь на картине он не яркий, а скромный. Горит о будничном дне в одной семье. Неяркий колорит картины «Опять двойка!» соответствует будничному событию. Колорит в картине имеет большое значение для раскрытия замысла художника.
«Не яркие, серые» как по другому можно назвать эти цвета? «Приглушенные» (на доске).
    Назовите на картине предметы в приглушенных тонах: голубовато-серы стены комнаты, светло-коричневый пол, зеленоватого цвета пальто ученика и т. п.
    Представьте эту картину без красок. Что получилось?
    Подберите синоним к слову «огорчить» - опечалить, расстроить.

    Выскажите свое отношение к картине.


Организация и проведение ролевой игры по картине.

До урока подготовить реквизит, место игры «актеров».

Можно распределить роли по желанию или по способностям. Так же в группах, обсуждается текст «актера», его игра. Можно предложить следующих героев: мальчик – Сережа, сестра – Катя, братишка – Егорка и мама. Что бы речи героев оформились в один рассказ, кого не хватает? Рассказчика!

Давайте вспомним закон построения любого рассказа:

Экспозиция – все, что произошло до основного события.(не всегда)
Завязка – основной момент, с которого начинается развитие действия (эпизод получения двойки).
Развитие действия – события, которые раскрывают замысел, то, что происходит ( что чувствует герой после двойки, как идет домой, что происходит).
Кульминация – самый напряженный момент в развитии действия. (осуждение мамы).
Развязка – заключительный момент в развитии действия.
 


 А теперь в группах попробуйте составить небольшой текст сценария по картине, распределите роли, обыграйте их.
   
ПАМЯТКА ПРИ РАБОТЕ НАД РОЛЬЮ В ГРУППЕ!

1.   Продумайте и запишите небольшой текст ( кто, что будет говорить), учитывая принцип построения рассказа.( не забудьте слова «автора")
2.   Распределите роли, хорошо начитайте текст, чтоб смогли его проиграть, учитывая позы, мимики и жесты героев картины.
3.   Прорепетируйте и выходите на «сцену» для представления.
4.   При оценивании учитывается  точность воспроизведения изображаемых героев картины, их речь.
5.   Готовясь, не мешаем другим, не шумим (идет урок!).
6.   Выступая, уважаем «актеров», «зрителей». Выступил сам – дай выступить другим!
 ЗА ШУМ, ОБЗЫВАНИЕ ОЦЕНКА СНИЖАЕТСЯ!


Воспроизведение картины. Оценивание игроков, своей работы на уроке.
 Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать рассказ по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!». Можно описать свой случай.


Комментариев нет:

Отправить комментарий